Программы

 

Программы

 

  

1.         Программа профилактики девиантного и делинквентного поведения воспитанников реабилитационного центра по методике кейс-менеджмент.

 

  В России активно реализовываются ювенальные технологии, направленные на профилактику противоправного поведения несовершеннолетнего посредством сопровождения, включающего в себя мероприятия юридического, социального, педагогического, психологического и медицинского характера. Одной из методик ювенальной технологии является кейс-менеджмент (работа со случаем), обеспечивающий раннее выявление и непрерывное индивидуальное сопровождение семьи с несовершеннолетними детьми, оказавшей в социально опасном положении. Данное сопровождение осуществляется куратором случая.

Цель: 

Обеспечение индивидуально-ориентированого сопровождения неблагополучных семей с детьми и подростками, находящимися в социально опасном положении, совершившими правонарушения или имеющими предпосылки к их совершению, включающего в себя мероприятия юридического, социального, педагогического, психологического и медицинского характера.

Задачи:

1.         Осуществлять непрерывный мониторинг, направленный на изучение проблем неблагополучных семей. Социальных связей, воспитывающихся в них детей, уровня их психофизического развития и воспитанности, степени риска совершения правонарушения;

2.         Закрепить за семьями и несовершеннолетними кураторов случая, обеспечивающих координацию действий всех специалистов субъектов системы профилактики;

3.         Обеспечить разработку  и реализацию индивидуально профилактических программ по каждому случаю, направленных на: социальную поддержку семьи, коррекцию выявленных проблем детско-родительских отношений, формирования правовой культуры у детей и их родителей, реабилитацию психофизического здоровья и социально развития детей, преодоления педагогической запущенности и профилактику девиантного и делинквентного поведения подростков.

Методы мониторинга: педагогическое наблюдение, беседа, опрос, интервьюирование; диагностика по методике ОРВ, обобщение педагогического опыта, метод, самооценки.  

Формы и методы работы: Формы: конференция, «круглый стол», мастер-класс, индивидуальное консультирование, индивидуальные и групповые занятия, спортивные мероприятия, тренинги, акции. Методы: кейс-менеджмент, ситуационный анализ, проектирование, моделирование, программирование, беседа, ролевые, имитационные, деловые игры. Специфические методы: кейс-метод, метод семантических полей, метод этических осей, анализ пословиц и поговорок, лингвистическая техника метамодели и др.  

 

2.         Программа организации соуправления воспитанников

и педагогов «Республика  «МЫ».

 

Особенную актуальность данная программа представляет  для детей из дисфункциональных семей, в которых задаются образцы социально пассивного или антиобщественного поведения. Основная идея программы заключается: в подготовке воспитанников к гражданской деятельности; в приобретении социального опыта, умения самостоятельно ставить цели социального и личностно значимой деятельности, планирования и реализовывать запланированное; в осознании гражданской ответственности.

Цель: 

Формирование гражданского самосознания, социальной активности воспитанников  центра в процессе соуправления.

Задачи:

1.         Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих , общество и Отечество.

2.         развивать гражданское самосознание в процессе законотворческой  деятельности Республика «Мы».

3.         формировать активную жизненную позицию воспитанников в деятельности по соуправлению Республикой «Мы».

Методы мониторинга: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование; методика социометрии Дж. Морено, методика Дембо-Рубинштейна «самооценка личности» (модифицированная А.М. Прихожин), методика изучения коммуникативных способностей КОС-2.  

Формы и методы работы: формы – консультирование, беседы, ролевые игры, ситуационный анализ, дискуссия, собрание, тематический вечер, экскурсия и др. Методы - коллективная перспектива, коллективные единые требования, доверие, самовоспитание, пример, игры и др.  

  

3.         Программа профориентации «Дороги, которые мы выбираем».

 

  Старший подростковый возраст – это период, когда ребенок должен сделать выбор собственного профессионального будущего. Существует риск получить социально дезадаптированного ребенка, у которого не сформирована ни мотивация к учебе, ни к труду, что подтверждается наблюдениями за воспитанниками Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Ачинский». Ошибки молодых людей в выборе профессии дорого обходятся как людям, так и государству, поэтому формирование у воспитанников интереса к будущей профессии, профессионального самосознания и осознанного выбора являются важной социальной и психолого-педагогической задачей.

Цель: 

Актуализация процесса профессионального самоопределения воспитанников Центра с учетом их интересов, индивидуальных особенностей и потребностей.

Задачи:

1.         Формировать актуальное для подростков информационное «поле» профессий.

2.         Обеспечить самопознание, самоанализ своих интересов, качеств, склонностей к определенным видам деятельности.

3.         Развивать потребность в трудовой деятельности, помогать адаптироваться в реальных социально-экономических условиях в процессе проведения профессиональных «проб».

4.         Формировать положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.

  Методы мониторинга: наблюдение, беседа, опросные методы, анализ собственной деятельности.

Формы и методы работы: Формы – семинары, занятия по самоанализу и самовоспитанию, самостоятельная работа, тренинги, экскурсии, консультации, профессиональные пробы. Методы – рассказ, беседа профориентационные игры, самопознание, самоанализ.  

 

4.         Программа профилактики агрессивного поведения «В ладу с миром…».

 

Агрессивных подростков объединяет наличие общих черт – бедность ценностных ориентаций, неустойчивость интересов, повышенная внушаемость, склонность к подражательности, несформированность нравственных представлений, эмоциональная и вербальная грубость, озлобленность, повышенная тревожность, эгоцентризм и др. противоречие между необходимостью обеспечить успешную специализацию воспитанников центра «Ачинский»  с повышенным уровнем агрессивности недостаточным методическим сопровождением ее профилактики и обусловило разработку программы «В ладу с миром…»

Цель: 

Обеспечение психолого-педагогических условий и организация специальной деятельности, направленной на профилактику и преодоление агрессивного поведения воспитанников Центра.

Задачи:

1.         обеспечить непрерывный мониторинг поведения и проявления черт характера воспитанников Центра.

2.         формировать моральную компетентность и правовую культуру воспитанников.

3.         расширить знания о сущности характера, о его чертах, о проявлении положительных и отрицательных черт, выражающих отношение к обществу, людям, учебе и труду, к самому себе.

4.         организовать деятельность воспитанников по самооценке, самоанализу и самовоспитанию.

5.         включить воспитанников центра в различные виды деятельности, обеспечивающие формирование нравственных черт характера и преодоление агрессивного поведения.

6.         осуществлять психокоррекцию агрессивного поведения.

  Методы диагностики: методика Дембо - Рубинштейна в адаптации А.М. Прихожан (шкала самооценки личности); тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Г. Филиппова); методика диагностики личностной тревожности (А.М. Прихожан); опросник Баса – Дарки; диагностика суицидального поведения подростков Г. Айзенка; многофакторный опросник Р. Кеттела в адаптации А.Ю. Панасюка; адаптированный подростковый опросник Шмишека (для определения акцентуаций характера у подростков); метод оценки способности к конструктивному разрешению конфликтов (К.Томас).  

Формы и методы работы: Формы – занятия по самовоспитанию, саморегуляции, семинары, практикумы, самостоятельная работа,  консультации акции. Методы – рассказы, беседы, дискуссия, ролевые игры. Специфические методы – кейс-метод, психотренинги, игротерапия, моделирование поведения.    

 

5.         Программа реабилитации и развития эмоционально-волевой сферы воспитанников дошкольного возраста «Песочная фантазия».

 

  В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы. Для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы  в настоящее время используются различные направления арт-терапии, в частности песочная терапия. Песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию, в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. В песочных картинах есть еще один важнейший  психотерапевтический ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.

Цель: 

Развитие эмоционально-волевой  сферы воспитанников средствам песочной терапии.

Задачи:

1.         обеспечить психолого-педагогическую поддержку воспитанникам с нарушениями в развитии эмоционально- волевой сферы, используя пескотерапию.

2.         научить воспитанников распознавать проявления эмоций.

3.         формировать необходимые волевые качества, способствующие саморегуляции.

  Методы мониторинга: «Кактус» (диагностика эмоциональных процессов), «Выбери нужное лицо» (исследование тревожности Р. Тэммл, М. Дарки, В Амен), методика «Цветодиагностика» эмоционального состояния Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд).

Формы и методы работы: Формы: групповые занятия, игры, конкурсы, выставка работ. Методы: беседы, рассказы, релаксационные техники. Приемы пескотерапии: просеивание, пересыпание, сгребание, вымешивание с водой, разгребание.   

 

6.         Реабилитационно - воспитательная программа «Каратэ-до».

 

Реабилитационно-восстановительные  возможности программы заключаются в том, что предлагаемая система занятий направлена на развитие не только физических качеств ребенка (быстрота, сила, ловкость, координация, гибкость), но и свойств его психики, сенсорных анализаторов. Это позволяет укрепить моральную и физическую устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям, способствует быстрому восстановлению при усталости, эмоциональной перегрузке. Использование элементов оздоровительных технологий (йоги, дыхательной гимнастики, самомассажа) позволяет сформировать у детей бережное отношение к своему здоровью.  

Цель: 

Духовное и физическое развитие личности через систематические занятия каратэ-до; формирование устойчивой потребности в занятиях спортом, бережного отношения к своему здоровью.

Задачи:

1.         развивать физические возможности воспитанников (силу, гибкость, выносливость, ловкость, скорость), сенсорные анализаторы (периферическое зрение, чувство дстанции, быстрота реакции нервных процессов).

2.         формировать интерес воспитанников к изучению принципов карате-до.

3.         укреплять психические качества личности (концентрация внимания, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, концентрировать эмоции и др.).

4.         врспитывать у детей нравственные и волевые черты: смелость, решительность, мужество, стойкость, терпение, выносливость, доброту, милосердие.

5.         научить использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Методы мониторинга: после прохождения аттестационных требований обучающемуся присваивается КЮ (разряд). Выбор формы аттестации определяется психической и физической подготовкой обучающегося, это может быть игра спарринг соревнование наблюдение дневник самоконтроля обучающегося.  

Формы и методы работы: основными формами занятий являются: групповые, практические занятия, индивидуальные занятия с отдельными обучающимися, лекции, семинары, просмотр учебных видеофильмов и соревнований, участие в спортивных соревнованиях.  Методы: психогимнастика, беседы, спортивные упражнения.  

 

7.         Реабилитационно - воспитательная программа «Школа здоровья».

 

Комплексные медицинские осмотры детей, проводимые в последние годы  в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Ачинский», показывают различные  нарушения психофизического развития учащихся. Важнейшая педагогическая задача - научить ребенка  с раннего детства заботиться о своем здоровье , правильно питаться, соблюдать режим дня, заниматься спортом и др. Для восполнения недостатка знаний, умений и навыков охраны собственного здоровья  у воспитанников  была разработана данная программа.

Цель:

Воспитание у воспитанников  центра семьи и детям «Ачинский» дошкольного и младшего школьного возраста бережного отношения к себе и своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.         Формировать знания и умения детей в области здоровьесбережения.

2.         Актуализировать стремление воспитанников к здоровому образу жизни, развивать мотивацию к двигательной активности и занятию спортом.

3.         Обеспечить включение воспитанников  в различные виды и формы деятельности, способствующие развитию умений и навыков охраны собственного здоровья.

Методы мониторинга: Формы и методы. Формы: групповые и индивидуальные занятия, тренировки, практикумы, тренинги, экскурсии, консультации, викторины, самостоятельная деятельность. Общепедагогические методы: беседы, рассказы, педагогическое наблюдение, объяснение, дискуссия, иллюстрация, демонстрация, упражнения, игры, моделирование, проблемные ситуации и др. Специфические методы: психогимнастика, арттерапия, ситуационный анализ.  

 

8.         Программа экологического  воспитания «Человек и природа».

 

Воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды необходимо с дошкольного возраста, так как именно в это период ребенок эмоционально восприимчив и проявляет огромный интерес к миру природы. Это особенно актуально для дошкольников социально-реабилитационного центра, имеющих минимальные знания об окружающем мире.

Цель: 

Воспитание экологической культуры у школьников социально -реабилитационного центра.

Задачи:

1.         Формировать у детей представления об окружающей живой и не живой природе.

2.        Развивать познавательный интерес детей к явлениям природы, формировать исследовательские умения.

3.         Воспитывать эмоционально- положительное, бережное отношение к природе.

Методы мониторинга: педагогическое наблюдение за действиями ребенка, его речью, мимикой, жестами; опросные методы (беседа, интервью, опрос); обобщение педагогического опыта (анализ детских работ); проективная методика; диагностика экологических знаний детей.

Формы и методы: Формы: занятия (традиционные, интегрированные, практические); викторины; выставки; конкурсы рисунков, сочинений, сказок на экологические темы; экскурсии; экологические КВНы; трудовые акции «Чистый лист», «Чистый двор». Методы: беседы, рассказы, игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, с использованием литературных персонажей, анализ картин, иллюстраций о природе; исследование, проектирование, наблюдение за живой и неживой природой, сбор коллекций семян, листьев, шишек.  

 

9. Программа развития творческих способностей воспитанников младшего школьного возраста «Золотой ключик».  

Коррекция нарушений эмоционального развития детей, лишенных родительского попечения, является одним из приоритетных направлений деятельности Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Уникальными возможностями развития художественно-творческих способностей эмоционально-волевой сферы коммуникативных навыков детей является кукольный театр, как наиболее отвечающий потребности ребенка в игровой деятельности , отражающий мир  понятными  для данного возраста средствами и предоставляющий возможности коллективной интеракции.

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в театральной деятельности.

Задачи:

1.         Создать условия, обеспечивающие мотивацию детей к активной деятельности в кукольном театре.

2.         Формировать у детей знания о театральном искусстве.

3.         Способствовать развитию воображения, внимания, памяти, речи воспитанников.

4.         Учить детей приемам кукловождения и основным сценическим навыкам.

5.         Развивать умение детей выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.

Методы мониторинга: наблюдение, анкетирование, беседы, методика «Вербальная  фантазия» С.Н. Немова, тест «Лесенка» С.Г. Якобсона, В.Г. Щура (определение самооценки).

Формы и методы: Формы: занятия, спектакли, репетиции, экскурсии. Методы: беседы, сочинение сказки, работа с текстом, театрализованные игры, этюды, игры-драматизации, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, упражнения для развития мелкой моторики рук, мимическая гимнастика, рисование по мотивам сказок, изготовление декораций, кукол.  

 

10. Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста «наполни душу красотой». Гармонизирующая сила, заложенная в природе творчества, с одной стороны, помогает ребенку раскрыть истинные , скрываемые  или неосознаваемые отношения к кому-то или чему-то, снизить напряжение, вызванное реакциями на конфликтные гнетущие переживания, с другой – актуализировать творческое самовыражение, обеспечивающее реабилитацию и развитие когнитивной , эмоционально-волевой и деятельной сфер.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения к действительности, развитие художественно-творческих способностей, школьно значимых функций.

Задачи:

1.         Обеспечить включение детей в творческую деятельность по различным направлениям (аппликация, лепка, рисование).

2.         Развивать высшие психические функции, эстетическое отношение и чувства гармонии в  художественно-творческой деятельности.

3.         Обеспечить подготовку к школьному обучению.

4.         Развивать познавательную активность посредством включения в различные виды творческой деятельности.

  Методы мониторинга: наблюдение, беседы, диагностика универсальных творческих способностей детей дошкольного возраста (В. Синельникова, В Кудрявцевой). 

Формы и методы: Формы: занятия, индивидуальная работа, групповая работа, самостоятельная работа, практикум. Методы: чтение, беседа, рассказ, пересказ, игра, упражнение, наблюдение, моделирование, рисование ладошкой, пальчиковая живопись, оттиск смятой бумагой, половинкой яблока, печать сухими листьями.

 

11. Программа психопрофилактики и профилактики наркозависимости «Сталкер»

Цель: формирование  у детей представлений об проблеме потребления ПАВ, выработка установки на неприятие употребления наркотиков, формирование навыка поддержания благоприятного психоэмоционального состояния. Полный курс состоит из автоматизированного тестирования и 10 тем из тренинговых занятий: - Стрессы; -Проблемы вовлечения в потребление наркотиков - Зависимые состояния; - Воздействие наркотиков на организм; - Влияние наркотиков на личность; - Проблемы отказа от наркотиков; - Алкоголь; - Курение; - СПИД; - Возможности добиться состояния психического комфорта без использования ПАВ Программа направлена на: - создание позитивной  мотивации отказа от вовлечения в потребление наркотиков; -выработка оптимальной поведенческой стратегии в различных ситуациях.  

 

12. Комплексная образовательно-профилактическая программа «Экватор» Цель: развитие навыков саморегуляции. Продолжительность и структура курса: 1. Информационно-практический этап – 1 занятие; 2. Практический этап  - 6 – 8 занятий (психофизический тренинг) Программа направлена на: - оптимизацию психофизического состояния; - нормализацию психоэмоционального состояния; - создание благоприятных условий для нервно-психического развития; - коррекцию и реабилитацию постстрессовых нарушений;  

 

13. Комплексная образовательно – профилактическая программа «Волна» 

Цель: обучение произвольному  снижению психоэмоционального напряжения и оптимизация психофизиологического состояния с помощью технологии функционального биоуправления.

 1. Стресс – 2 занятия;2. Дыхание – 2 занятия; 3. Метод ФБУ (функциональное биоуправление) – 1 занятие.

Продолжительность  курса и содержание: Программа направлена на: - стабилизацию психоэмоционального состояния; - социально  - психологическую адаптаци в обществе; - профилактика суицидальных наклонностей

 

Дата последнего обновления страницы 20.05.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»